Сотвори себе уютный уголок.

Re: Сотвори себе уютный уголок.

Сообщение Владимир 61 » 25 авг 2019, 20:49

Владимир 61
 
Сообщений: 4620
Зарегистрирован: 05 янв 2017, 18:16

Re: Сотвори себе уютный уголок.

Сообщение Владимир 61 » 29 авг 2019, 14:35

Изображение

Изображение

Изображение


Самшитова вогнівка - загроза загибелі самшиту вічнозеленого.
В останні десятиліття спостерігається неконтрольований завезення посадкового матеріалу з-за кордону. Часто спостерігаємо всихання самшиту у всіх регіонах Укрнаїни. У кронах самшиту виявлені гусениці. Молоді гусениці харчуються тканинами листових пластинок, залишаючи недоторканим верхній епідерміс. Дорослі гусениці об'їдають листя цілком, а також кору гілок, що приводить то повної гибелі самшиту.
Шкідником виявився східно-азіатський вид, що належить до сімейства вогнівки-трав'янки (Crambidae) - Самшитова вогнівка – Cydalima perspectalis.
Гусениці зеленого кольору з чорними смужками і крапками. Довжина дорослих гусениць досягає 4 см.

Метелик має розмах крил приблизно 4 см. Крила по центру білі, по краях - товста темно-коричнева смуга. Тіло в основному біле з темно-коричневими головою і кінцем черевця.
Самшитова вогнівка може розвиватися в 2-3 поколіннях, з квітня по листопад. Для того щоб з яєць вилупилися гусениці, потрібна температура близько 20 0С. Тривалість одного покоління становить близько 40 днів. На Чорноморському узбережжі Росії гусениці першого покоління шкідника відзначалися в 2013 році в червні, другого - на початку-середині серпня. Одночасно можна було бачити гусениць одного-трьох вікових груп.
Щільність поселення другого покоління досягає 60-80 гусениць / дм2 площі стрижених огорож.
Батьківщиною виду є Китай, Японія, Корея, російський Далекий Схід і Індія. Імовірно, саме з Китаю з посадковим матеріалом рослини-господаря шкідник і потрапив в Західну Європу.
Перші дані про знахідки цього виду в південній Німеччині ставляться до 2006 р Приблизно через рік вид був внесений до списку особливо небезпечних видів шкідників в Європі (EPPO AlertList). Подальша інвазія виду йшла стрімко, і до 2012 року огнівка захопила Швейцарію, Нідерланди, Великобританію, Францію, Австрію, Італію, Угорщину, Бельгію, Туреччину, Чехію, Словенію і Чорноморське узбережжя Росії.
Основними ознаками, за якими можна визначити видову приналежність шкідника, є:
-швидке всихання рослин самшиту;
-наявність на листках темно-зелених волохатих гусениць;
-листя і пагони самшиту обплутані пухкої павутиною;
-серед пагонів на павутині розташовуються екскременти гусениць, їх личинкові шкірки і чорні головні капсули.
Слід звернути увагу що більш молоді рослини швидше пристосовуються і відновлюються (наприклад, після хім. Обробки та обрізки).
Відомі такі заходи боротьби зі шкідником:
1. Механічні заходи боротьби - можна порекомендувати глибоку обрізку самшиту, а також збір яєць і гусениць шкідника з подальшим спалюванням. Однак цей метод вимагає великих витрат робочої сили і не є ефективним.
2. Хімічні препарати використовуються піретроїди та дімілін - регулятор росту і розвитку комах.
3. Біологічні засоби захисту рекомендуються бактеріальні препарати на основі бактерії Bacillus thuringiensisvar. kurstaki. Так само розробляються феромонні пастки і можливість використання ентомофагів.
Однак обробка утруднена через цілу низку причин:
-складність обробки великих територій;
-заборона на застосування хімічних препаратів на територіях національних парків;
-При обробці, виробленої з повітря, велика частина препаратів буде залишатися на рослинах верхнього ярусу;
-Необхідність обробки препаратом всередині кокона з павутини;
-велика частина препаратів дієва тільки проти гусениць молодших віків.
Хімічна обробка показала найбільшу ефективність при боротьбі зі шкідником. Однак при боротьбі з дорослими гусеницями її необхідно поєднувати з механічною обробкою. Дімілін це інсектицид нового механізму дії, що відноситься до групи регуляторів росту і розвитку комах. Дія його відрізняється від дії традиційних препаратів - пиретроидов. Діфлубензурон порушує утворення хітину в кутикулі і блокує линьку личинок. Гусениця в результаті лопається, з неї випливає внутрішня рідина і вона гине. Препарат не токсичний для бджіл, домашніх тварин і риб і не робить негативного впливу на навколишнє середовище, а також стійкий до змивання дощем, але швидко розкладається в грунті і воді, а на рослинах зберігається до місяця
На даний момент є побоювання, що Самшитова вогнівка може привести до швидкої повсюдної загибелі самшиту. У Німеччині цей шкідник викликав повне всихання та опадання листя заражених рослин.
Самшитова вогнівка основні пункти боротьби:
- найнебезпечніший шкідник самшиту - Самшитова вогнівка;
- листя рослин втрачають частину епідермісу і згоряють від сонячного світла або знищуються повністю;
-гусениці можуть харчуватися листям інших рослин, наприклад, бруслини ;
- необхідно своєчасне виявлення і обробка заражених рослин, а в разі сильного зараження - повне знищення рослин і спалювання останків в комплексі з хімічною обробкою
- ефективні хімічні інсектициди – Дімілін та піретроїди (фастак, Карате, Децис та інші)
- оброблювати не тільки поверхнево але і з добрим змочуванням в середині куща.
- добра дія бактеріальних препаратів Лепідоцид та ентомофаги
Китайський еулофід - це крихітна мушка, що розвивається в лялечку шовкопряда. Ентомофаг х був відкритий і описаний в 1989 році в Китаї. Еулофід поїдає лялечки шкідника, запобігаючи його розвитоку на наступний рік, що може бути успішно використана і в цілях профілактики формування осередків шкідників, таких як шовкопряд-монашка і самшитова вогнівка. Перевагою методу є його безпечність.
Владимир 61
 
Сообщений: 4620
Зарегистрирован: 05 янв 2017, 18:16

Re: Сотвори себе уютный уголок.

Сообщение Владимир 61 » 29 авг 2019, 18:15

ЯК ОМОЛОДИТИ СТАРИЙ КУЩ СМОРОДИНИ


Щоб омолодити кущ старої смородини і поліпшити урожай треба зайнятися його обрізанням.
В кожному саду є плодоносні кущі смородини, аґрусу, малини та інші. З роками кущі накопичують хвороби і шкідників, що поселяються на старих гілках і кореневій системі. На старих кущах смородини врожайність та якість ягід знижується. В такому випадку нам допоможе омолодження старого куща смородини.

. . . .
Коли та як робити омолодження старих кущів смородини
Омолоджування старих кущів смородини роблять весною і восени.
Якщо омолодження робити восени (коли опаде все листя), то вже до літа ви отримаєте нові та здорові пагони.
При весняному (до набрякання бруньок) омолоджуванні кущі смородини дадуть врожай у наступному році.
Як восени, так і навесні процес омолоджування старого куща смородини не відрізняється. Щоб омолодити кущ чорної смородини і поліпшити врожай треба зайнятися його ретельним обрізанням.

Отже почнемо: В першу чергу потрібно забрати все опале листя і решту сміття (гілочки, бур’яни). Для відростання нових пагонів (вони йдуть з підземної стеблової частини) виріжте малоплодоносні гілки різного віку. Далі, для омолодження смородини видаліть поламані, затінені - нижні, що лежать на землі і знаходяться всередині куща пагони. Також видаліть всі слабкі однорічні пагони.
Читайте також:ОРХІДЕЇ - ДОГЛЯД ЗА ОРХІДЕЯМИ

Сильні та здорові залиште (не більше 2-3) на заміну старим. Всі обрізані гілки потрібно спалити.
Якщо сильних нових пагонів немає, проведіть проріджування в різних частинах куща, там де бажано спровокувати відростання нульових пагонів, виріжте додатково 2 сильні старі гілки.

Порада: Не зрізуйте в один рік всі старі гілки. Виріжте їх за 2-3 роки, замінюючи новими, які сформувались з нових та здорових пагонів.
У залишених старих гілок зріжте кінцівки пагонів до більш сильних бічних відгалужень на старій деревині.

Омолоджувати кущ смородини потрібно поступово протягом 2 років. Але якщо весь кущ сильно пошкоджений, можна вирізати всю надземну частину і вже навесні у вас буде велика кількість одноліток, з яких ви сформуєте молодий кущ смородини.
Також на забувайте про щорічну обрізку кущів смородини.
Щорічна обрізка чорної смородини.
При щорічній обрізці потрібно вирізати старі гілки (старше 5 років); сухі і надламаний пагони; пагони уражені шкідниками, морозами і хворобами; гілки які перехрещуються або ростуть усередину куща; від кореневої шийки повинно зростати не більше 6-7 розташованих правильно пагонів - інші видаляти; які сильно гнуться або стеляться по землі. Молоді пагони не треба вкорочувати, це призведе до розгалуження верхівки куща і непотрібного загущення.

Взято https://kvitkainfo.com/sad-gorod/yak-om ... 5CvfrQZ_u0
Владимир 61
 
Сообщений: 4620
Зарегистрирован: 05 янв 2017, 18:16

Re: Сотвори себе уютный уголок.

Сообщение Владимир 61 » 30 авг 2019, 13:50

КОЛИ САДИТИ САДЖАНЦІ ПЛОДОВИХ ДЕРЕВ


sadzhancy_plodovih_derev.jpg (274.23 Kb)
Саджанці молодих плодових дерев продаються на базарах як весною так і восени. Стосовно цього існують різні думки: одні садівники кажуть, що краще садити восени - так дерево встигне прижитися до морозів, але можуть змерзнути, а інші – весною, дерева висаджені весною мають більше часу, щоб прижитися до зими і встигають наростити міцні гілки, які будуть більш стійкіші до морозів. То ж ми звернулися по допомогу до досвідченого садівника практика за роз’ясненнями: коли краще садити саджанці плодових дерев. Отже, коли краще висаджувати плодові саджанці весною чи восени?
Коли садити саджанці плодових дерев весною чи восени
Весна у нас досить коротка, а також ще в травні можуть бути нічні морози, а літня спека наступає дуже швидко. Як молодим саджанцям посадженим весною перенести літню спеку у 35°С, та й ще під прямими сонячними променями. Через ці причини дерева довше приживаються і стають вразливіші до різних хвороб, а деякі саджанці дерев не виживають, хоча ми часто їх поливали.
Так, звичайно весною є більший вибір плодових дерев і кущів, їх можна садити і весною, але вони будуть довше приживатися, і значно відстануть у розвитку від дерев висаджених восени, а плодоносити почнуть через 3-4 роки. Якщо у вашому регіоні довга весна, то сміливо висаджуйте саджанці плодових дерев весною.
Отже, з вище сказаного можна зробити висновок: краще садити саджанці плодових дерев восени, і чим раніше тим краще.
Читайте також:ОРХІДЕЇ - ДОГЛЯД ЗА ОРХІДЕЯМИ

В якому віці найкраще садити плодові дерева
Найкраще садити плодові саджанці у віці 1 року, а висота саджанців повинна бути: до 1 метра для зерняткових(яблуня, груша); до 1,5 м для кісточкових(слива, черешня, вишня, абрикос). На 2 і 3 рік у молодого саджанця формується «імунітет», його садити та пересаджувати не можна. В однорічних саджанців менша крона і менш розвинена коренева система, тому процес вкорінення пройде легше і швидше. А при купівлі чи пересаджувані 2-3 річного саджанця, вони довго приживаються і хворіють, тривалий час не ростуть.
visadzhuvannya_sadzhancyv.jpg (118.28 Kb)
Як садити саджанці плодових дерев
Перед посадкою саджанців слід підготувати ями глибиною 60-70 см і шириною до 80 см.
Відстань між саджанцями повинна становити до 5 метрів(між колоноподібними саджанцями достатньо 1.5 м). Ями можна викопати за кілька тижнів до висадки, грунт, яким будете засипати коріння можна підживити компостом.
Після розміщення саджанця в посадкову яму, коріння присипають грунтом і злегка втоптують.

Важливо! Не вдавлюйте деревце в яму, а притримуйте і засипайте так, щоб гілки коренів були просто опущені. Навколо саджанця роблять насип, середину розрівнюють, щоб вийшла лунка для поливу. Після чого поливають водою повільно, щоб поступово вбиралася вода, не менше 2-х відер води.
poliv_sadzhanciv.jpg (177.35 Kb)
Догляд за посадженими саджанцями
Догляд за молодими садженцями полягає у поливі. Щоб саджанець добре вкорінився на новому місці, його потрібно поливати регулярно протягом 2 – 3 років(до морозів). При таких поливах дерево виросте міцним, здоровим, стійким до хвороб, а також даватиме багатий врожай. Скільки води потрібно для поливу? Поливати дерева потрібно дуже рясно до тих пір доки вода не буде застоюватися в пристовбуровому колі(такі кола потрібні щоб вода не витікала, а потрапляла саме туди, куди нам треба). Після таких рясних поливів через 2 дні потрібно розпушувати грунт навколо крони, щоб не утворювалася земляна кірка.

Догляд за саджанцями під час цвітіння у перші роки
Щоб в майбутньому наші саджанці давали багатий врожай, а це настане не раніше ніж через 3 роки для яблунь, через 4 роки для абрикосів і слив, та 5 років для груш. Якщо ваші саджанці почали цвісти раніше, а вони точно почнуть цвісти раніше, всі квіти потрібно видалити, так-так саме видалити, і це дуже важливо. Квіти та плоди забирають у дерев дуже багато сили, дайте деревцю добре розвинутися і зміцнитися, а тоді смакуйте своїми плодами.
Як підготувати дерева до зими читайте у нашій статті.

Дотримуйтесь цих порад і ваш сад буде міцним, здоровим, та плодоносним

Взято з

https://kvitkainfo.com/sad-gorod/koli-s ... DETY5eommk
Владимир 61
 
Сообщений: 4620
Зарегистрирован: 05 янв 2017, 18:16

Re: Сотвори себе уютный уголок.

Сообщение Владимир 61 » 03 сен 2019, 20:41

Анна Волкова додала 63 нові світлини до альбому Добрі томати- 2019.
4 год
Томаты выращены по органической технологии, с любовью. Начинаю посев томатов 4-11 марта, в стаканы по несколько семечек. К покупному грунту добавляю пятую часть биогумуса. Субстрат проливаю горячей водой и раскладываю семена, присыпаю одним сантисметром субстрата. Пикирую в возрасте 2- х настоящих листочкой в 200 г стаканы, когда рассада хорошо приживётся удобряю настоем биогумуса, чередую с настоем скарлупы яиц.В этом году не подсвечивала, т к были проблемы с электричеством. Помидоры, перцы, баклажаны ращу на восточных и южных подоконниках дома. Перед посадкой в грунт закаляю. Высаживаю в открытый грунт в возрасте до 50 дней, рано,в этом году 24-25 апреля, укутываю двойным агроволокном. В лунку при посадке кладу кроличий помёт, сухой, с сеном( небольшое количество), немного золы и мел. Перед цветенем обрабатываю по листу удобрением с микроэлементами, которое покупаю в клубе органического земледелия и за сезон ещё раза четыре, делаю квасы из хмеля и сорняка, настои золы, гумат калия. Для предупреждения фитофтороза работаю Микосаном, чередую с Фитодоктором. В середине августа прищипываю верхушки. Пользуюсь благами цивилизации- агроволокном и затеняющей сеткой. Черри и кистевые- выростить легко, а для салатных обязательно нужна затеняющая сетка, климат меняется- цветочки осыпаются.
Кабачки и тыквы лучше выращивать 2-х или 3-х летними семенами. Я выращиваю рассадой, сею 6 апреля в пол- литровый стакан. Так же почва с биогумусом, заливаю горячей водой, как вода впитается, сею семечку плашмя и засыпаю 1-2 см, субстрата, потом подсыпаю. Стаканы в ящики, ящики заматываю плёнкой и на котёл. Кабачки всходят на 4 день. Высаживаю в конце апреля в начале мая под пластиковую бутылку без дна. Делаю широкую яму, в глубину на 2 штыка лопаты. На дно солому, перегной, смешанный с грунтом, прослойка из грунта и сажу рассаду. Первые урожаи кабачка получаю в конце мая.
Все семена по 8 грн. Помидоры, перцы 23 + сем, тыквы 11-12шт, Кале 1/3 чайной ложки, лебеды огородней- 1 ст л с верхом. Высылаю Укрпочтой только заказным письмом+ 17 грн к заказу. По желанию Новой Почтой. В личном сообщении обязательно указывать индекс и моб телефон, оплата на карточку.
В конце сентября будет ещё сладкий перец Мамина Забота и тыквы Марина из Киоджа, тыква кустовая крупная, Арахисовое масло, Кукуруза Страйпс энд Страйпс.
Приятного огородничества и отличного урожая!
С уважением Анна.

Взято з

https://www.facebook.com/groups/organic ... p_activity
Владимир 61
 
Сообщений: 4620
Зарегистрирован: 05 янв 2017, 18:16

Re: Сотвори себе уютный уголок.

Сообщение Владимир 61 » 10 сен 2019, 17:28

Церцис канадский
Cercis canadensis L.


Семейство бобовых Происходит из наиболее северных мест среди всех представителей рода, морозо- и засухоустойчив и потому поэтому его можно попытаться вырастить в наших краях. Районы его естественного произрастания - от Нью-Йорка на юг до Северной Флориды, на запад до Айовы, Техаса и Северной Мексики.

Крупное дерево, до 12 м высотой, с крупной листвой до 16 см длиной, темно-зеленые с сизоватым отливом, осенью нежного светло-желтого цвета. Листья широкоовальные или сердцевидные, на вершине тупозаостренные, полукожистые, гладкие. Светло-розовые цветки канадского церциса немного меньше, чем у его европейского родича, но это вполне компенсируется их количеством: пушистые пучки из 4-8 цветков делают растение стильным и своеобразным. В конце августа - сентябре созревают бобы (6-10 см длины и 2 см ширины), которые могут висеть на деревьях до двух лет.

Семена нуждаются в скарификации или обработке H2SO4 в течение 30 мин или замачивании в воде при 35 - 40 °С, а затем стратификации при 3 - 4° в течение 2 мес.
Владимир 61
 
Сообщений: 4620
Зарегистрирован: 05 янв 2017, 18:16

Re: Сотвори себе уютный уголок.

Сообщение Владимир 61 » 11 сен 2019, 20:54

Як захистити комору від мишей без використання отрути
Зібравши щедрий урожай, ми складаємо овочі і фрукти до комори або погребу. Але скоро там з’являються непрошені гості – миші, які здатні попсувати значну частину урожаю. Існує багато видів отрути, відлякувачів мишей, але я поділюся способами захистити комору від мишей без використання отрути.

Перше, що необхідно зробити – це підготувати погріб чи комору. Робимо це заздалегідь, до того, як будемо заносити урожай. Прибираємо, за бажанням освіжуємо стіни, побіливши їх вапном. Далі виявляємо діри, через які гризуни можуть залізти до погребу і закриваємо їх. На вентиляційний отвір натягуємо дрібну металеву сітку. Діри в стінах гризуни прогризають переважно внизу стіни, біля підлоги. Дехто забиває їх камінням, дехто битим склом.

Після такої підготовки можемо заносити овочі в погріб. Далі робимо обробку погребу наступним чином. Кладемо на підлогу у погребі дві цеглини. Беремо старе металеве відро або таз, пробиваємо у днищі отвори цвяхом. У відрі розводимо невелике багаття із тонких прутиків. Коли вогонь майже перегорить, зверху кладемо 2-3 висушених стручка червоного стручкового перцю.


Як тільки перець потрапить у вогонь, швидко покидаємо приміщення, попередньо подбавши про пожежну безпеку. Щільно зачиняємо після себе двері і не заходимо у підвал 2-3 дні.Миші після такої обробки не з’являються протягом цілого року! Овочі при цьому не постраждають.

Якщо ви не обробили завчасно погріб і у вас уже є миші, то можна підготувати їм суміш із меленого негашеного вапна і цукру у пропорції 1:1. Біля мисочки із сумішшю ставимо мисочку із водою. Мишей, що поїли цукру з вапном буде мучити спрага, а напившись води, вони загинуть

Взято з

http://simya.com.ua/yak-zahystyty-komor ... pndIc7k3yA
Владимир 61
 
Сообщений: 4620
Зарегистрирован: 05 янв 2017, 18:16

Re: Сотвори себе уютный уголок.

Сообщение Владимир 61 » 15 сен 2019, 10:56

Биочар

Так что же такое биочар? По определению, это специально обработанный уголь, который используется в сельском хозяйстве. Он создается в процессе пиролиза с очень малым доступом кислорода. В процессе пиролиза древесина горит, используя пиролизные газы.
Вы можете использовать биочар -просто добавив его в поверхностному слою земли. Особенно хорошо биочар при внесении его в бедные почвы. Прекрасным удобрением является биочар при добавлении его в биогумус.
Использование биочара добавляет почве множество положительных качеств. Он увеличивает урожайность, в некоторых случаях до 30-40%, особенно при использовании в бедных почвах. Он предотвращает вымывание удобрений и обеспечивает накапливание удобрений в своей структуре в доступной для растений форме. Как результат, вы можете значительно снизить нагрузку на почву (уменьшив применение минеральных удобрений)
Особенно важное свойство биочара- он является естественным местом жизни для бактерий и микоризы. В свою очередь они помогают корням ваших растений в усвоении питательных веществ.
Научные исследования показали, что земля, удобренная биочаром остается плодородной несколько десятилетий, сохраняя свои свойства от года к году.

Уникальные свойства Biochar -
* Увеличивает пористость земли в тысячи раз
* Ускоряет скорость роста растения
* Увеличивает доступность в почве Ca, Mg, P и K
* Сохраняет влажность почвы
* Сохраняет питательные вещества для корневой системы. Является прекрасным запасником макро и микроэлементов
* Стабилизирует почву
* Предотвращает слипание земли в комки
* Транспортный путь для микоризы и бактерий — ускоряет потребление питательных веществ корнями
* Увеличивает плодородность земли, увеличиваю общую биомассу
* Стимулирует фиксацию симбиотического азота в корневой системе

Взято из

https://www.facebook.com/groups/agropow ... p_activity
Владимир 61
 
Сообщений: 4620
Зарегистрирован: 05 янв 2017, 18:16

Re: Сотвори себе уютный уголок.

Сообщение Владимир 61 » 22 сен 2019, 09:03

Осы - друзья человека.

Именно так. Осы - друзья. Даже не просто друзья, а помощники...
Осы и шершни - не только "кусучие твари" (об этом ниже), они реально помогают нам с вами.

1. Осы (как и их близкие родственники шершни) - активные хищники, истребляющие кровососов.
Для выкармливания многочисленного потомства им приходится все лето искать насекомых, которых они не только собирают где только можно, но и ловко бьют прямо в полете...
Как настоящие истребители-перехватчики, они могут развивать большую скорость, оснащены превосходной системой наведения на цель и обладают недюженным интеллектом.
Однажды я целый час наблюдал у своего крыльца (под которым осы построили несколько гнезд), как они, с периодичностью в несколько секунд, атаковали пролетающих мимо слепней.
...хватали челюстями прямо в воздухе, пикировали с добычей на траву, обездвиживали...
...часто в этот момент со стороны гнезда (на подмогу) подлетала вторая оса...
...если добыча была крупной, отрывали слепню брюхо, орудуя мощными челюстями...
...еще несколько движений челюстями, короткая возня... и от слепня на земле оставались только крылышки...
...а тяжело наргруженные осы, громко звеня крыльями, летели в гнездо, кормить потомство...
Кроме множества слепней, такая же незавидная участь постигла в тот день нескольких оводов и парочку крупных мух.

2. Осы - защитники сада.
Они охотятся не только в полете... осы охотно собирают с деревьев и с земли множество гусениц, жуков, муравьев, других насекомых.
Особенно тех, которых слишком много. Вспышка шелкопряда - таскают его гусениц... много огневки - собирают огневку... тля расплодилась - тоже годится.
В общем, осы в саду - это "отряд быстрого реагирования". Они отлично сдерживают слишком расплодившихся насекомых, не особо привередничая при выборе добычи.

3. Осы и шершни - санитары. Они предотвращают распространение инфекций и паразитов.
Они быстро находят мертвых слизней, лягушек, дождевых червей, ящериц, мышей, улиток... да и более крупной падалью не брезгуют. лишь бы мясо было свежее...
...осы и шершни буквально за несколько часов осы скелетируют трупик мыши или лягушки... добела скелетируют.
Впервые я наблюдал такое несколько лет назад, когда у нас жила кошка.
Кошка (как и мы) переехала в дом из квартиры, поэтому пойманных в саду мышей она не съедала, а приносила нам, оставляя на дорожке у дома.
Обычно мы уносили "подарки" в компост, но несколько раз не заметили... зато заметили осы... и к вечеру от задавленной мыши оставались только косточки.
Если в саду много ос, то практически весь "урожай" мяса достается им, а не трупным мухам...
...а то, что не съели днем осы, то ночью доедят ежи ;-)
...это, согласитесь, намного приятнее (я про запахи) и безопаснее (в смысле санитарии).

4. Осы - опылители. Да-да... осы действительно опыляют многие растения. Лично я видел их не раз, лакомящихся нектаром...
На некоторых растениях - единицы, на других - массово. Например, у нас на цветущих плющах почти нет пчел и шмелей, зато много-много ос!

Это все хорошо, скажете вы.
"полезные, да... но ведь осы и шершни жалят. больно! даже случатся, что люди умирают. ужас, даже дети! мы вчера в интернете читали"
Давайте подробнее разберемся с этим вопросом.
Хоть я и не энтомолог, но считаю, что имею полное право поделиться личным опытом.
Как наблюдательный садовод, который видит ос и шершней с апреля по октябрь... который живет с ними бок-о-бок.
Как отец пятерых детей, которые растут в саду... в котором живут осы.
Как консультант, который общается со многими садоводами... и садами... и там тоже летают осы.

Сразу оговорюсь, что описанные страшилки (что осы и шершни очень-очень опасны), а тем более, призывы к их уничтожению (вместе с рецептами убийства насекомых),
распространяются с подачи фирм, занимающихся "очисткой" от насекомых... :-(
А также - с подачи пчеловодов, многие из которых тоже считают ос "вредителями".
С первыми все понятно - продавать препараты и услуги надо. И на эмоции страха продавать проще.
А пчеловоды, сами того не понимая, создают на пасеках все условия для кормежки ос. Много летающей добычи в одном месте, много сладкого, пчелы часто ослаблены...
Естественно, осы и шершни "регулируют численность". Таковы издержки скученного содержания домашних животных.
Пастухи тоже не любят волков ;-)

Если к мнению пчеловодов (и продавцов "чистоты") прибавить несколько истеричных статей о гибели человека (страдавшего аллергией на насекомых),
приукрасить бабушкиными рассказами о том, что где-то, когда-то ребенка закусали шершни,
добавить репортажи из травмопунктов (где покусанных собаками и ужаленных пчелами в разы больше, чем покусанных осами),
сдобрить это парочкой школьных рефератов про опасных животных,
лайкнуть пару видео с гигантским азиатским шершнем,
то получится типичная картина того, что написано про ос в интернете.
Ужас-ужас. Убить на месте. Уничтожить ос и точка.
Вот рецепты убийства своими руками, вот препараты и прайс на услуги.
А нервные мамочки, еще более нервные бабушки, копирайтеры (а теперь и боты) дружно все это перепечатывают, не вникая ни во что.

Итак, действительно ли осы и шершни так опасны?
В принципе - да, опасны. Можно даже умереть от "укусов" ос (на самом деле осы не кусают, а жалят).
Можно, если очень постараться. Очень-очень постараться.
Не будем касаться случаев тяжелой аллергической реакции, что бывает редко (реже, чем аллергия на пчел...) и это тема врачей и их пациентов.
Рассмотрим обычного человека и обычных ос.
Чтобы зажалили насмерть (или до реанимации), надо соблюсти ОДНОВРЕМЕННО несколько условий:
* набрести на очень большую колонию непуганных (!) ос или шершней (это те же осы, только крупные)
* должна стоять жаркая сухая погода
* нужно не заметить жужжание большого количества насекомых (гудение слышно обычно за метр-полтора)
* затем проигнорировать предупреждающие атаки "дежурных" насекомых. они начинают беспокоится при приближении к гнезду примерно на полметра
* после первых ужалений (обычно - в руки) нужно остаться у гнезда... если отойти, "эффекта" не будет, осы не преследуют подошешего человека дальше нескольких метров
* нужно постучать по полуметровому гнезду, а лучше - разрушить его... и лучше - голыми руками.
* затем, не убегая далеко, махать руками, шуметь, продолжать стучать по гнезду, желательно засунуть голову внутрь.
** если вы все сделали "правильно", то да, можно получить десятки-сотни порций осиного яда и скончаться... :-( RIP
***как вы понимаете, пострадать от ос гораждо сложнее, чем попасть в аварию, утонуть в ванной или свалиться с балкона.
тьфу-тьфу...

И что делать, чтобы осы не кусали?
В целом - все просто, уважать их право на жизнь, их роль в экосистеме, учитывать и понимать их биологию.
Вот основные, важные для садоводов "тонкости":

1. Осы снимают с мертвых стволов и сучьев древесные волокна, из которых с помощью слюны делают бумагу, используюмую для постройки гнезд.
Поэтому эту группу насекомых (Polistinae и Vespinae) называют "бумажные осы"
так что, если осы "обдирают" кору вашей любимой сирени... значит им просто не хватает старой мягкой древесины...
Все не сгрызут :-) Видимо, в саду слишком "чисто".

2. Взрослые осы кормятся нектаром цветов, выделениями тлей, соком фруктов.
Так что, если вы ходите по саду босиком, то желательно убирать из-под ног спелую падалицу.
И быть внимательными, когда в спелых плодах, висящих на дереве, кто-то выкусал ямки... в ямке иногда сидит оса.
И не оставлять надолго в саду спелый арбуз, вазочку с вареньем или чашку винограда...
хотя... почему бы и нет... можно и подкормить ос ;-)

3. Личинок осы выкармливают белковым кормом, в основном насекомыми — мухами, муравьями, пчёлами, гусеницами... свежим мясом тоже не брезгуют.
Если в саду (и рядом) широко используются инсектициды, особенно - системные, то ос обычно очень мало.
Как и все хищники, они аккумулируют в себе токсины, съеденные с добычей.
Все препараты, опасные для пчел и муравьев, опасны и для ос.

4. Свои гнезда общественные осы строят в сухих местах, куда не попадает дождевая влага.
В природной среде это дупла деревьев, ращелины между камнями, вывороты корней, густые кроны хвойных.
Но иногда осиные гнезда строятся просто в пучке травы или на ветках деревьев. И даже в брошенных норах.
В населенных пунктах осы гнездятся на чердаках, в сухих сараях, под навесами, в электрощитках, в трещинах и полостях стен.
Штабель сухих досок, прикрытая от дождя поленница, стопка кирпичей - тоже пригодны для заселения осами.
Чем выше и суше, тем лучше для ос.

5. Осы (и шершни) при частом контакте с человеком привыкают к соседству и не трогают. Но важное условие - контакт должен быть регулярным.
У нас в саду в рабочем домике каждое лето гнездятся осы (обычно 5-7 гнезд). Почти ежедневно мы туда заходим, пересаживаем растения, берем инструмент и т.п.
Одно из гнезд каждый год осы строят в дощатой двери, то есть мы постоянно ходим буквально в нескольких сантиметрах от входа в гнездо...
Открываем и закрываем дверь, в которой расположено гнездо! ...ноль проблем. Осы привыкают и не трогают.
Зато осы, гнездящиеся в том же домике, но высоко под кровлей, ведут себя иначе. Под кровлю, на верхние полки мы заглядываем редко, примерно раз в месяц...
Пока расстояние от человека до гнезда полметра и больше - реакции нет. Если меньше - осы начинают угрожающе кружить возле гнезда.
Та же самая ситуация с осами, которые ежегодно гнездятся в электрощитке (в саду). Контакт редкий, раз в месяц, "охранная зона" - примерно полметра.
Мимо ходим - реакции ноль, стоит подойти вплотную - предупредительно кружат.
С шершнями был аналогичный опыт.
В старом доме они жили в щелях бревенчатой стены, мы часто ходили буквально под гнездом, никто нас не трогал.

6. Возникает вопрос - как же мы смотрим показания электросчетчика и пользуемся верхними полками в рабочем домике? и при этом осы нас не кусают?
Все просто. Ночью и в холодную погоду осы "спят" и не активны. Им просто холодно и они "цепенеют"... как и все насекомые - не могут регулировать температуру тела.
Мы уже знаем излюбленные (или вероятные) места гнездования и стараемся заглядывать туда в прохладную погоду, рано утром или поздно вечером.

7. Осы не любят шум и вибрацию. Об этом я узнал, когда мы повесили на стену каркасного дома блок сплит-системы. В жаркую погоду кондиционер гудит, вибрация передается стене...
С тех пор осы перестали селиться под крыльцом. Рано весной появляются молодые гнезда, но летом они покинуты.

8. Численность общественных ос и размер гнезд последовательно нарастают с весны до осени.
Зимуют и начинают строительство гнезд оплодотворенные самки, потом самки рождают рабочих особей, численность которых увеличивается в течении лета.
Ближе к осени рождаются самцы и самки, спариваются, после чего самки уходят на зимовку, а самцы и рабочие особи гибнут.
Таким образом, с наступлением осеннего похолодания гнезда ос и шершней гарантированно пустеют.

9. Яд шершней (и других общественных ос) менее токсичен, чем пчелиный. Жало при уколе не остается в ране.
Инфекций осы не переносят. Зато осы ловят мух и слепней, которые переносят всякую дрянь...
Боль от ужаления шершня примерно сопоставима с болью от ужаления медоносной пчелой. А боль от ужаления осы еще слабее.
Наша реакция на боль субъективна, если просто укололи палец - ерунда... а когда боль + страх - то вдвое-вчетверо больнее.
Вот если крупный шмель ужалит - это ДА.

Как взаимодействовать с осами взрослому человеку, надеюсь, понятно... а дети?
С детьми помогает только одно - показывать и объяснять... заметили осиное гнездо, или осу на окне - не хватайтесь за "дихлофос"...
не подавайте дурной пример, чтобы потом не удивляться, с чего это дети давят пауков и препарируют ящериц...
лучше сделать так:
1. позвать детей,
2. показать осу (или гнездо),
3. рассказать,
* чем осы опасны, почему они жалят...
* где они живут, чем питаются, чем кормят потомство...
* чем осы и шершни отличаются от шмелей и пчел...
* и что общего между осами и муравьями...
* почему осы не активны в холодную погоду...
* чем они полезны для нас, для сада и для природы в целом...
* почему осенью осиные колонии пустеют...
* и что делать, чтобы не трогали.

А если ужалила оса - успокоить, приложить холод... кричат больше от страха, чем от боли.
Стоит понаблюдать, нет ли признаков аллергии...
а через пару минут - все-таки рассказать то, что написано выше.
Дети очень любознательны и буквально впитывают все новое и интересное... потом еще и друзей-товарищей просветят.

В общем, с осами и шершнями вполне можно "жить дружно".

Сергей Александрович Сидоренко, Ботанический сад 365, Краснодарский край.

Взято из

https://www.facebook.com/permalink.php? ... nt_mention
Владимир 61
 
Сообщений: 4620
Зарегистрирован: 05 янв 2017, 18:16

Re: Сотвори себе уютный уголок.

Сообщение Владимир 61 » 30 сен 2019, 21:17

Tatiana Sitnik Друзі, привіт!   Всі 25 годин з моменту написання посту отримую від вас промінці сонця в кожній вашій відповіді! Бо одна справа, коли сам-на-сам думаєш про улюблене село, і зовсім інша справа СКАЗАТИ ПРО НЬОГО В ГОЛОС!
Як я обіцяла в пості, - про перші три села (плюс один), - я роблю другий хід. В кожному 1-4 коментарі.
І для всіх учасників цієї гри кажу відверто: - маю бажання дізнатись про кожне написане вами село!
Граємо? :)
В поміч нам всього декілька ресурсів:
1. Карти трехверстовкі, середина XIX століття http://freemap.com.ua/.../karty-trexverstovki-novoj..., або інші карти та матеріали, що відображають минуле території (ріки, ліси, природній потенціал)
2. Google Планета Земля
Персональний доступний внесок:
1. Берегти осередки дикої природи. Стимулювати збільшення численності Рослин Червоної книги України (за областями) https://redbook-ua.org/plants/region
2. Зменшувати кількість інвазійних видів (Інвазії та інтродукції видів-чужинців), наприклад, клен американський, ваточник сирійський, золотарник, айлант найвищий, амброзія. В Україні не існує повного єдиного офіційного переліку інвазійних видів, тому включаємо здібності слідопита-охоронця, аналізуємо ситуацію/новини по всій європейській частині. http://epl.org.ua/.../shho-take-invazij ... -i-yak.../
3. Ділитись досвідом з сусідами, вести інформаційно-роз'яснувальну роботу.
4. "Ні підпалам сухостою та лісу", - вести агітацію, бути прикладом по використанню рослинних решток як сировини для мульчі, перегною.
Два важливих правила поводження з землею, яке селяни забули за три-чотири покоління, - "не залишати ґрунт без рослинності" та ""годувати" мікроорганізми в землі, а не рослини".
5. На місцевому рівні вирішувати питання стихійних сміттєзвалищ (має працювати фін. та адмін. відповідальність), стимулювати організацію роздільного збору та вивіз переробної сировини.
6. Виховувати в собі та навколо себе, в людях, впевненість в своїх силах, почуття власної гідності, самоповаги. Неприхована риса нашого народу, - заздрість. Нехай вона буде білою, це позитивне явище   Вона спонукає людину йти вперед, самовдосконалюватися. Веду до того, що
7. бажаю вам, щоб ваші позитивні практики переймались, копіювались. Адже природно здоровою ділянка може бути лише тоді, коли навколишні ділянки також природно здорові. Варто пам'ятати: "Межі володінь не обмежують їх територію, вони служать позначенням їх розташування."

Взято з

https://www.facebook.com/tatiana.sitnik ... ment_reply
Владимир 61
 
Сообщений: 4620
Зарегистрирован: 05 янв 2017, 18:16

Пред.След.

Вернуться в Советы новичкам

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron